Бунтарь во ржи

Бунтарь во ржи

Вдумчивое драматичное кино — это всегда своего рода препарация. Его задача лишь отчасти или полностью состоит в том, чтобы с помощью актёрской игры, средств выразительности и сценария вскрыть черепную коробку героя и показать, как и что в ней устроено. В случае с байопиками именно хирургия выходит на первое место, ведь здесь речь идёт о демонстрации внутреннего мира гения. Но как и любую операцию, лицезреть биографические ленты, зачастую, стоит только заинтересованным лицам.

Текст: Настя Роску
Фото: film.ru

«За пропастью во ржи» — байопик о культовом американском писателе Джероме Сэлинджере, что понятно даже из названия. Фильм затрагивает довольно продолжительный период жизни автора одного из самых известных, любимых и продаваемых романов в истории литературы. Начинается всё с юности писателя, в которой он совершает парадоксальный поступок: говорит папе — успешному предпринимателю, что не собирается ходить ни по чьим стопам, а хочет стать писателем. При этом усердие в учёбе — не совсем его качество, а значит колледжи меняются один за другим. Но, как известно, даже самый потерянный ученик способен стать звездой, если попадёт в руки к нужному учителю. Поступив в Колумбийский университет, Сэлинджер знакомится с редактором Уитом Бернеттом. Именно с этой встречи и началась литературная карьера молодого писателя.

Движущая сила всех биографических драм — лирика. Зрителя подталкивают к некому особому чувству сопереживания герою, восторгу перед известным человеком, которому пришлось пережить немало невзгод, чтобы стать тем, кем мы его знаем. Выстроенные по принципу «через тернии к звёздам», такие ленты чаще всего бьют ровно в цель. Но бывают и промашки. Режиссёр «За пропастью во ржи» — дебютант в постановке большого метра Дэнни Стронг — либо изначально целился в молоко, либо раскручивал сюжетную линию вслепую, ведь ничего из того, что происходит на экране, не вызывает у зрителя эмпатии.

В биографии Сэлинджера есть несколько ключевых точек, которые формируют представление о его личности. Удивительным образом все они были начисто слиты в фильме. Например, идейные разногласия с отцом. Желание Джерома выбрать путь литератора делает из героя бунтаря, нежелающего двигаться проторёнными дорогами. При этом в фильме хвалёный дух свободы, с которым напрямую ассоциируется главный лирический герой Сэлинджера, выглядит как обыкновенное «бешенство с жиру» мажористого, хоть и несказанно одарённого сынка богатого отца.

Посттравматический синдром — золотая жила кинематографа. При наличии достойных актёров она способна стать центром любого сюжета, превратить даже самую вялую историю в невероятных масштабов драму. У Сэлинджера травма была, и её последствия наглядно демонстрируются в фильме. Но самих военных действий, так прочно засевших в голове писателя, зритель почти не видит. Из-за этого причинно-следственная связь между ужасами войны и тем, как они сказались на герое, почти не просматривается. Также мало освещены романтические переживания героя, чья девушка ушла к Чарли Чаплину, пока он воевал. Прочувствовать мучения Джерома помогает только исполнитель главной роли Николас Холт — британец, с каждым разом всё прочнее вписывающий себя в стройные ряды самых ярких молодых актёров Голливуда.

При отсутствии внятных и оправданных линий о жажде свободы, войне и любви, на первый план в «За пропастью во ржи» выходят отношения Сэлинджера с наставником Уитом Бернеттом и построение литературной карьеры. Разобранная по крупицам часть, в которой герой начинает узнавать правила игры в мире писательства и не хочет им следовать — фундамент истории, на котором возвышается отличный актёрский дуэт Холта и Кевина Спейси, которого после всех событий в следующей раз мы повстречаем на большом экране, вероятно, никогда. Становление титаноподобной в исторической перспективе творческой личности и её взаимоотношения с окружающими — вот две опоры фильма «За пропастью во ржи», которые удерживают его на высоте достойного фильма-биографии, но не улучшают общего размытого и местами откровенно скучного повествования.

Байопик — жанр, бывающий увлекательным в одном случае из ста и то, если речь идёт о каких-нибуь шпионах или рок-музыкантах. В основном история жизни даже самого выдающегося человека (с учётом аудиовизуальной составляющей кинематографических произведений) — это не более, чем страница из учебника. Родился, учился, женился, умер — вот и весь пересказ растянутый на несколько часов хронометража. Именно поэтому биографические ленты стоит смотреть только тем, кто изначально заинтересован в глубоком раскапывании причин и следствий, мыслей, страстей и страхов того или иного гениального ума или же, когда тема зрителю действительно близка. Чтобы полностью проникнуться фильмом «За пропастью во ржи» желательно быть или великим писателем с мощным постравматическим стрессом и склонностью к затворничеству, или поклонником Сэлинджера, или человеком, которому самому приходилось проходить сквозь муки творчества. В обратном случае, впечатления от фильма окажутся блёклыми, как, собственно, и он сам.

вверх