Рецензия. «Закон рынка». Лучше поздно, чем никогда

Рецензия. «Закон рынка». Лучше поздно, чем никогда

Столица Кузбасса живет в своем времени, и весь мир подождет. Прошлогодний киносезон не перестает о себе напоминать, то и дело врываясь в российский прокат. Каждый март в Москве проходит фестиваль «Франкофония», который озвучивает множество французских фильмов. Именно после фестиваля в отечественных кинозалах всегда появляются работы пятой республики. Фильму «Закон Рынка» Стефана Бризе прокатчик назначил встречу с русским зрителем на середину мая. Но маленький городок в Сибири решил показать свой характер. За окном красуется июнь — кажется, дождались.

Текст: Степан Меньшин
Фото: mondocine.net

О СЮЖЕТЕ

Дефицит рабочих мест создает баснословную конкуренцию. Тьерри — стар, без огромных талантов и с трудом обучается новому. Вот уже больше года рабочее место он себе найти не может. Имеется ипотека, отсутствие веры в себя, жена и инвалид-сын с церебральным параличом. Тучи уже не сгущаются — небо покрыто ими. Но среди всех бед, когда приходится отдавать самое дорогое, чтобы попросту выжить, когда система требует изменить себе, есть любящая семья. И есть нечто внутри, что всегда поможет, наперекор рыночным законам, остаться человеком.



«Закон рынка» — кино фестивальное лишь отдаленно. Фильм идет всего полтора часа — такова особенность режессуры Бризе, хоть минималистическими его работы назвать не получится. Свойственный ему дотошный реализм здесь присутствует. История, хоть и французская, вполне может произойти на соседней улице или с дальним знакомым — все фильмы Бризе такие. Его герои — наши дальние знакомые. Живые и настоящие. В этот раз в истории больше трагизма явного, взамен трагизму душевному. Хронометраж отобрал у фильма возможность быть полноценным произведением искусства, но атмосферность берет свое с лихвой.

ВЕНСАН ЛИНДОН И «ЗАКОН РЫНКА»

Венсан Линдон до неузнаваемости постарел. Возможно густая растительность над верхней губой его старит, но тут же вспомнится экранизация романа Каррера «Усы», в исполнении автора. Там волосатость лица ему добавляла мужественности. Однако с тех пор прошло десять лет. Другой пример кудрей под носом — «Дневник горничной», который вышел в один год с «Законом рынка», правда снимали его почти на полгода раньше объекта рецензии, — там все абсолютно так же: Линдон отнюдь не молод, но не старик. Вплоть до «Закона рынка» он был таким в течение лет пятнадцати.



Теперь Линдон увяз в морщинах, и, если это заслуга гримера, то специалист заслуживает комплиментов. Однако игра актера не состарилась. Во всех своих фильмах он уверенно хорош. К нему не придраться, не уличить в халтуре, но пламени в нем нет. И это действительно проблема для хорошего актера. Их сегодня, как и всегда, очень мало. И, как и всегда, все они негениальные. Гении останутся в истории, имена напишут в учебниках. Хорошего актера, пересматривая фильм спустя десятилетия, просто похвалят за игру. Думается, что лучший актер «Сезара» и лучшая мужская роль Канн отправилась Линдону скорее за всю фильмографию, а не конкретный «Закон рынка». И вклад в кино он привнес нешуточный — если все именно так, то приз он заслужил.

МАТТЬЕ ШАЛЛЕР

Гораздо ярче работа Маттье Шаллера, который сыграл сына Тьерри. Вот, где проявилась магия кинематографа во всей своей красе. Инвалид с церебральным параличом играет подростка с тем же недугом. На словах все очень просто — бери камеру и снимай. А со стороны прозвучит как эксплуатация душещипательной темы. Но дело тут в том, как она подана, как показан родительский трепет, усердие человека, которому все дается с гораздо большим трудом, чем прочим. Сцен с Маттье очень мало, но каждая и трогательна и необходима. И ракурсы, и актеры, и сценарий в этих сценах не подводят. А тот факт, что Линдон свои награды за фильм посвятил Шаллеру, после просмотра становится жестом не благородным, а единственно верным.

СТЕФАН БРИЗЕ

В 90-ых годах прошлого столетия мировой кинематограф подхватил некий вирус. Речь идет о динамической операторской съемке с руки. Залпом опрокидывая всю мировую фильмографию за эти годы, все реже и реже операторы используют штатив. Стабилизаторы, автофокусы превращают работников камер из художников в лодырей, и, что важнее, картинка все равно дрожит. Камеры стали гораздо меньше и легче — это позволяет делать фильмы менее театральными и более живыми, — подсказывает логика. Вот только доля искусства в кинематографе от этого практически исчезает. Да, тряска может создать напряжение, или добавить экшна — тогда тошнотворный эффект дрожания простителен. Но в сценах диалога от картинки на экране дурно.

Стефан Бризе был одним из немногих, кто снимал классически. Формалист, в условиях современных стандартов. На его фильмах отдыхали душой. Но вышеописанный недуг добрался и до него. Это удар ножом в спину, Стефан. Сценарно, это абсолютно его фильм — вновь маленький человек, со своей маленькой судьбой, вновь кульминация в последних кадрах, вновь запредельная недосказанность. Его фильмы всегда интересны, наполнены бытом, реалиями, и всегда живые. Только в этот раз края картинки будут дребезжать.

УБИЙСТВЕННЫЙ СИНОПСИC «ЗАКОНА РЫНКА»

Но худшее, что есть в фильме, — это русскоязычный синопсис. Если прочитать описание фильма, то не будет никакой интриги кульминации. Отчего-то отечественные локализаторы посчитали нужным убить 90 минут хронометража тремя предложениями. Фильм, несомненно, является личностной драмой и полтора часа нагнетания играют свою роль. Однако, когда тебе уже известен последний вопрос и обстоятельства ему предшествующие, чувствуешь себя обманутым. Взамен описания первого акта и проблематики нам дали выход на коду. Так себе поступок.

Сам фильм весьма хорош, при всех своих промахах. Недосказанность выступает палкой о двух концах: с одной стороны, внезапность титров оставляет вопросы, а это помогает фильму остаться в памяти. С другой стороны, если бы данный сюжет растянуть хотя бы в два раза, добавить к нему более содержательную развязку, получился бы отличный фестивальный фильм, который бы претендовал на лучистую славу. А так, хорошо, но не более.

«Закон рынка» обязателен к просмотру только по одной причине — дать понять кинотеатрам, что фестивальное кино в нашем городе желанный гость. В остальном, фильм не необходим. Им не получится наесться. Придется потрудится, чтобы от тряски он не полез обратно. Но им точно можно полакомиться. Легкий завтрак для редкого гурмана.

вверх