Рецензия. «СВЕТСКАЯ ЖИЗНЬ»: НОСТАЛЬГИЯ ПО АЛЛЕНУ

Рецензия. «СВЕТСКАЯ ЖИЗНЬ»: НОСТАЛЬГИЯ ПО АЛЛЕНУ

О том, как Вуди Аллен нашёл свою копию, и почему в мире кино не принято критиковать великого мастера, в рецензии на премьеру этой недели — картину «Светская жизнь».

Текст: Анастасия Проскурякова
Фото: filmz.ru

На каждого из нас в жизни хотя бы однажды нападала ностальгия. В такие моменты мы с нежной грустью вспоминаем былое счастливое время, когда мир только открывался для нас и деревья все, как одно, были большими. Вуди Аллен родился в 1935 году. Его детство пришлось на военные годы, о которых ностальгировать странно. Поэтому режиссёр скучает по времени, в котором жили чуть раньше его рождения. По времени, которого он не застал, но наверняка слышал его отголоски в рассказах людей постарше и довоенных музыкальных пластинках. Вероятно, именно из-за этой тоски Аллен периодически помещает своих героев в начало XX века. Он уже делал так в фильме «Полночь в Париже». Время прошло, а желание вернуться в прошлое вместе со всей съёмочной группой и зрителем в зале режиссёра не оставило. На этот раз в картине «Светская жизнь».

По сюжету молодой житель Нью-Йорка Бобби отправляется в переливающийся на жарком солнце Лос-Анджелес с целью отыскать себе работу в сфере кинопроизводства. Помогает в поисках юноше его дядя — известный кинопродюсер. Бобби тут же получает работу мечты и встречает девушку мечты по имени Вонни, в которую безвозвратно влюбляется. Романтические переживания героя протекают на фоне золотого века Голливуда, с бойкими остроумными диалогами, лёгкой невротичностью и шутками про евреев. Вуди Аллен всегда такой Вуди Аллен.

Дёрганного еврея, чьё главное оружие — интеллект, играет Джесси Айзенберг. Обычно своё альтер-эго Аллен воплощает на экране самостоятельно, но в «Светскую жизнь» решил позвать свою точную копию. Это не открытие, ведь создатели фильма сами говорили об этом — Айзенберг — это Аллен, только моложе. У него нервная мимика, незаурядный талант к писательству и соответствующее происхождение. Притом Джесси без преувеличения один из самых даровитых актёров своего поколения, ему удаётся копировать Аллена, но при этом не терять собственной индивидуальности. Но не только Айзенберг примечателен в этом фильме. Кристен Стюарт, которой досталась роль возлюбленной главного героя, обычно выглядит немного асоциально, сковано и даже слегка отпугивающе. Но в «Светской жизни» она, наконец, получила роль очаровательной юной особы с прекрасными сверкающими глазами и нежной улыбкой. Сложно сказать, к лицу ли ей этот образ, но увидеть Стюарт в непривычном амплуа всё равно приятно.

Второстепенные персонажи, как это нередко бывает в картинах Вуди Аллена, получились значительно интересней и харизматичней главных. Мать Бобби (Дженни Берлин), его брат — гангстер (Кори Столл), и дядюшка Фил в исполнении Стива Каррела запоминаются зрителю сильнее, чем основные персонажи. А о красоте Блейк Лайвли вообще бессмысленно говорить, ведь она единственный человек в кадре, которому действительно идёт стиль золотого века Голливуда, словно она в нём родилась. К слову о красоте, визуальный аспект картины весьма специфичен. С одной стороны, за операторскую работу отвечал Витторио Стораро. Тот самый гениальный Стораро, который снимал «Последнее танго в Париже» для Бертолуччи и «Апокалипсис сегодня» для Копполы. Игра света в картине невероятная, до предела насыщенная тёплыми тонами. С другой стороны, тона эти преимущественно огненно рыжие, как будто над героями всё время повествования пытается сесть солнце, но ему это никак не удаётся. В какой-то момент такая палитра красок на экране начинает слегка раздражать.

В мире кино, как и в любой другой сфере искусств, есть такие мастодонты, которые обладают немыслимым авторитетом и критике не подвергаются априори. Сказать, что вам не понравился фильм Вуди Аллена — это практически во всеуслышание заявить о том, что у вас отсутствует вкус. Предположить, что конвейерное производство фильмов с периодичностью раз в год на протяжении почти 30 лет привело к тому, что идея в фильмах Аллена просто иссякла, а осталась лишь привычка снимать наполовину меланхоличное, наполовину ироничное и очень красивое кино, которое стало больше напоминать коллекционирование, чем творчество — это вообще плевок в сторону великого мастера. «Светская жизнь» была встречена критиками и зрителями спокойно. Фильмы Вуди Аллена не за что ругать, а даже если бы и было, никто бы не осмелился. Его картины лёгкие, светлые, живые и притягательные. Такие, за которыми приятно скоротать вечер. Вот и «Светская жизнь» стала очередной работой мастера, в которой нет глубокого смысла или привычной психологичности, но зато есть красота и очаровательный ностальгический флёр, которым можно любоваться бесконечно.

вверх