Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока

Главней всего – POHODA! Часть третья

Главней всего – POHODA! Часть третья

Финальный день путешествия по музыкальному фестивалю POHODA в Западной Словакии стал самым радостным и самым грустным одновременно.

Текст: Алексей Левин
Фото: Алексей Левин, aktuality.sk,
Pohoda Festival / Facebook

На третий день фестиваля ты уже настолько растворяешься в этом чудесном мире музыки, гамбургеров, развлечений, добродушия и любви, что появляется ощущение, что ты всегда здесь жил — и если и бывает на земле рай, то вот он!

От вчерашнего дождя не осталось и следа, ведущий со сцены сказал, что в течение дня может быть небольшой «лёгкий душ» (периодически его даже очень хотелось, потому что солнце палило просто-таки нещадно). Билет на фестиваль стоит денег, за лепёшки с сыром и прочую снедь тоже надо платить, но лежать в палящий зной на травке в шатре с теньком и слушать неизвестных словацких музыкантов — поверьте, это бесценно.

Здесь же в шатре я застал лекцию под названием «YouTube: забава демократии или её конец». Надо отметить, очень часто жалеешь, что многие лекции и мастер-классы (а были здесь известные сценаристы и популярные писатели, причём не только словацкие) оказываются недоступны из-за языкового барьера.

По-прежнему самым универсальным способом общения остаётся музыка — что в этот день доказала хип-хоп Принцесса Нокиа, чей американский речитатив, может быть, понимали немногие, но драйв ощутили все. Спев несколько песен а капелла, пообнимавшись с поклонниками в первых рядах и даже с несколькими поцеловавшись, она задала отличный ритм на весь предстоящий фестивальный променад.

Затем наступило время этнических песнопений — на главной сцене творили экзотическое волшебство «Амазонки из Африки», приехавшие из далёкого Мали. Вот уж тут точно мало кто понимал словесную тарабарщину — но звуки барабана, каких-то национальных инструментов и, конечно же, потрясающая смесь национальной музыки и вибрирующих мощных голосов превратили и артистов, и пританцовывающую публику в единое целое, где не важны слова, а главное — настроение. Под конец артисты продемонстрировали, как выглядит настоящий африканский трек, и удалились под восторженные аплодисменты.

Иногда на фестивале необходимо сделать перерыв от музыки и просто побродить по территории, всё больше и больше проникаясь общим настроением и духом. Видя так много счастливых улыбок, хочется следовать завету известной песенки о том, как важно улыбкой делиться, чтобы получать обратно — что сам с удовольствием и делаешь. Но, как говорится, «труба зовёт» — надо уже бежать на очередную площадку, чтобы увидеть следующих исполнителей.

Кстати, на бегу можно мимоходом оценить и местных звёзд: на сцене, где выступала группа Polemic, был полный аншлаг, мимо пробегали взбудораженные люди, стараясь побыстрее оказаться на площадке, на ходу напевая слова песен и на месте сразу же пускаясь в неудержимый пляс. Если сравнивать с нашими исполнителями, то, пожалуй, всё это похоже на концерты «Ленинграда». Словаки играют рок с национальными мотивами и очень заводными ритмами.

Я же спешил на сцену Европа, которая, если говорить о впечатлениях, стала одной из самых любимых на фестивале — за свою особую ауру и атмосферу. Послушав израильский дуэт Maya Belsitzman & Matan Ephrat, которые на виолончели и гитаре выдали в том числе версию песни Black Sabbath, и впечатлившись мощным голосом певицы и особой мелодичностью песен, я задумчиво брёл к главной сцене, не особо подозревая, что сейчас случится.

Не знаю, как у других, но у меня на фестивалях (а был я уже больше чем на десятке) всегда есть выступление, которое становится эмоциональным пиком, когда всё на свете перестает существовать — остаёшься только ты и исполнитель на сцене. В этот раз у меня подобное случилось на концерте Джейка Багга.

Невозможно описать словами свои впечатления: просто скажу, что после полутора часов непрекращающихся танцев и лившегося градом пота, силы оставались только на то, чтоб охрипшим голосом бормотать слова восхищения, состоявшие преимущественно из экспрессивной лексики. Всего лишь он и гитара. Рок с примесью фолка, мелодичные песенки — вроде, ничего сверхъестественного, но поверьте, это было чудо. Необъяснимое, непередаваемое, сумасшедшее.

Думая, что после такого всплеска эмоций я уже не смогу испытать сильных чувств, я пошел на любимую Europa Stage, где выступала бразильская певица Dillon. Но тем и хорош фестиваль: как только начинается новое выступление, уже оставляя в памяти прошлое, ты готов к новым впечатлениям и открытиям. Dillon стала, пожалуй, самым большим откровением фестиваля.

Несмотря на 10-летний сценический опыт, у нас в стране она практически неизвестна. А здесь её принимали, как настоящую звезду — и с первых секунд стало понятно, почему. На сцене творился некий сеанс спиритического волшебства, когда из звуков музыки материализовывались духи, а голосами одетых во всё черное хористов, казалось, поют случайно попавшие на землю ангелы.

Сама Диллон исполняет электронную музыку с налётом готики — её потрясающе чарующий голос, сплетаясь со звуками синтезаторов, окутывал весь зал, как дым, периодически пускаемый со сцены. Добрая, но печальная фея, поделившаяся своим волшебством, оставила частичку себя, я думаю, во всех сердцах и душах тех, кто на выступлении оказался. В моей уж точно.

Мультикультурность — ещё один отличительный признак европейских фестивалей. Здесь можно увидеть артистов из разных уголков планеты — Африки, Австралии, Азии. Приятно, что одним из выступающих стала наша группа «Аукцыон». Конечно, было интересно посмотреть, как такая довольно самобытная и экспериментальная музыка будет принята местными и приезжими посетителями (кстати, за все дни фестиваля я не услышал ни одного русского слова).

Выступали они на третьей по вместительности площадке (напомню, что всего их было около 20), и моим словам про объединяющую силу музыки явилось очередное наглядное подтверждение. Народу было около тысячи человек — и все с воодушевлением и восторгом реагировали на увлекающее и увлекательное выступление одной из лучших рок-групп России. Гаркуша скакал с бубном, Фёдоров выдавал душевные трели, а публика неистово хлопала в ладоши и танцевала, как на концерте любого другого хедлайнера, навряд ли хотя бы приблизительно понимая то, о чём поют артисты.

В это же время на главной сцене выдавали свой сет британские фолк-рокеры alt-G: потрясающий фальцет и какие-то воздушно лёгкие звуки лиричных песен создавали, как всегда на выступлении этой группы, особую атмосферу меланхолической хрупкости и в то же время заводного настроя.

И вот для меня наступило время последнего выступления. Уже на подходе к сцене с шотландскими альтернативщиками The Jesus and Mary Chain ноги сами пускались в пляс, а звукам пост-панка, смешанного с шугейзом и роком, на припевах хотелось подпевать с утроенной энергией, выкрикивая «рок-н-ролл» и «джаст лайк хани».

Хотя, конечно же, с каждой секундой и нотой всё больше и больше накатывалось чувство печали от того, что каждая следующая песня приближает момент, когда вот это всё — праздник, веселье, музыка, улыбки вокруг, счастье и драйв — закончится… И как ни стараешься оттянуть финал, он всё-таки наступает.

Когда идёшь в последний раз к фестивальным воротам, оглядываешься назад и вспоминаешь всё, что случилось за эти дни, то не верится, что уже завтра ничего не будет. Сначала становится грустно, но потом начинаешь думать — ведь можно же вернуться на следующий год. Чего и вам всем очень советую, потому что, поверьте, каждая POHODA — благодать!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

вверх